Обзор российского рынка быстровозводимых зданий (БВЗ) из легкометаллических конструкций (ЛМК)

Источник информации: ГК «Стройпромет»

Размещено 08.04.2013



Оглавление

 

1. Что есть на рынке металлоконструкций?

2. Производство готовых металлических изделий из ЛМК в России в 2012 году.

3. Объёмы строительства БВЗ в денежном выражении и причины снижения.

4. Структура строительства и анализ спроса на БВЗ по типам зданий.

5. ТОP-20 2012 (м3) по показателям ввода нежилых зданий.

6. Распределение компаний по ассортименту и технологиям строительства БВЗ.

7. Основные факторы успеха на рынке БВЗ.


1. Что есть на рынке металлоконструкций?

 

Сегодня металлоконструкции рассматриваются в качестве полноправного строительного материала. С применением технологии строительства быстровозводимых зданий сооружаются практически все объекты нежилой недвижимости, сложные инженерные сооружения, высотные жилые здания. Экономия средств при использовании металлоконструкций по сравнению с железобетоном оценивается в 30-40%, сообщают эксперты.

 

К строительным металлоконструкциям принято относить несущие в каркасах зданий и других инженерных сооружений, в большепролетных покрытиях, в обшивках стеновых и кровельных панелей:

 

• каркасы зданий - балки, фермы, связи, ограждающие конструкции, в том числе сюда иногда относят обслуживающие конструкции: лестницы, ограждения, площадки;

• башни и мачты радиорелейных линий, радиоцентров и ретрансляторов, опор линий электропередач, телевизионные башни;

• мосты, путепроводы, эстакады.

 

Последние две группы относятся к металлоконструкциям для строительства объектов инфраструктуры.

 

К ЛМК комплектной поставки относятся здания, система кровельных и стеновых прогонов которых выполнена из оцинкованных стальных холодногнутых профилей. В качестве ограждающих конструкций применяется профилированный лист из оцинкованной и окрашенной листовой стали. Стандартная ширина пролета варьируется от 12 до 30 м.

 

Широкое применения сооружения подобного типа находят в качестве ангаров в производственной, складской и логистической деятельности.

 

2. Производство готовых металлических изделий из ЛМК в России в 2012 году

 

Производство готовых металлических изделий из ЛМК в России за январь-декабрь 2012 года (за счёт строительства) составляет 1971,2 тыс. м2 (за счёт реконструкции – ноль).

 

ЛМК. Лёгкие металлоконструкции

 

3. Объёмы строительства БВЗ в денежном выражении и причины снижения

 

На сегодняшний день весь объём отечественного рынка металлоконструкций оценивается более чем в 24 млрд руб. Средние темы роста составляют порядка 10-12% в год. Основную долю в общем объёме строительства БВЗ занимают здания на основе МК. На ЛМК комплектной поставки приходится всего порядка 9-10%. В денежном выражении объём рынка зданий на основе ЛМК комплектной поставки оценивался в 2010-2011 гг. – в ~ 2 млрд руб., а в 2008 году - в 2.4 млрд руб.

 

Основной причиной стагнации строительного рынка стало сокращение банковской ликвидности в период кризиса. Как известно, основной принцип финансирования строительной отрасли в России, как и в других развитых странах, – кредитование банков и частные инвестиции граждан, которые в общем объёме строительства занимают около 80%. В результате финансово-экономического кризиса резко сократились денежные потоки по каждому из обозначенных направлений.

 

Банки практически полностью остановили кредитование инвестиционно-строительных проектов, отнеся строительные компании к предприятиям с высоким уровнем риска. Устойчивой тенденцией стал существенный рост процентных ставок. Значительно увеличились сроки рассмотрения банками заявок на получение кредита. Как следствие, девелоперы были вынуждены «замораживать» значительное количество строительных объектов, находящихся на стадии менее 50%-ой готовности.

 

Инвестиции в строительство нежилых зданий и сооружений занимают основную долю в общей структуре инвестиций в основной капитал, это 42,6% в 2011 году и 45,9% в 2012 г.

 

ЛМК. Лёгкие металлоконструкции

ЛМК. Лёгкие металлоконструкции

 

Стоит отметить, что кризис коснулся и проектов, реализуемых с участием государства. По экспертным оценкам, строительство почти половины объектов, финансируемых государством и, особенно регионами, приостановлено из-за нехватки финансовых средств.

 

4. Структура строительства и анализ спроса на БВЗ по типам зданий

 

Около 97% БВЗ на металлокаркасе используются для строительства объектов нежилой недвижимости, остальные 3% – в жилом строительстве. Аналогичные показатели для ЛМК комплектной поставки – 93-94% и 6-7% соответственно.

 

При этом на долю БВЗ в последние три года приходилось порядка 70% от общего объёма строительства коммерческих, промышленных, сельскохозяйственных и спортивных объектов.

 

Наиболее высокая доля зданий ЛМК комплектной поставки (5-6% от суммарного объёма строительства) характерна для коммерческих, промышленных и других нежилых объектов.

 

Стимулом широкого распространения технологии БВЗ в строительстве нежилых зданий является тот факт, что она даёт возможность в максимально короткие сроки ввести объект в эксплуатацию, что сокращает сроки возврата инвестиций.

 

Что касается строительства жилых зданий, здесь доля БВЗ на основе МК составляет менее 1%.

 

Структура строительства БВЗ по типам недвижимости приведена на рисунке «Структура строительства БВЗ на металлокаркасе по типам зданий в 2008-2011 гг.». При этом жилые здания включают здания для временного проживания.

 

ЛМК. Лёгкие металлоконструкции

 

Аналогична структура для зданий ЛМК комплектной поставки.

 

К числу наиболее распространённых сфер использования БВЗ относятся складские и промышленные объекты, торговые, офисные или административные здания, спортивные комплексы и др.

 

Что касается рынка быстровозводимых зданий на металлокаркасе, то общий объём строительства БВЗ на металлокаркасе, по оценке экспертов, составил в 2012 г. около 18 000 – 22 000 тыс. кв. м, из которых около 1300-1400 тыс. кв. м. пришлось на долю полнокомплектных зданий на основе ЛМК.

 

ЛМК. Лёгкие металлоконструкции

 

5. ТОP-20 2012 (м3) по показателям ввода нежилых зданий

 

TOP-20 субъектов по объемам ввода нежилых зданий в 2012 г. в тыс. м3 выглядит так:

ЛМК. Лёгкие металлоконструкции

 

6. Распределение компаний по ассортименту и технологиям строительства БВЗ

 

К настоящему моменту на российском рынке представлено около 100 компаний, заявляющих о возможности изготовления БВЗ на основе традиционных и легких металлоконструкций.

 

На рынке производителей распространена практика предложения одновременно нескольких технологий строительства быстровозводимых зданий. В частности, более одной технологии предлагают около 65% всех участников рынка, из них около 12 компаний имеют максимально широкий ассортимент.

 

По сути, компании с максимальным ассортиментом формируют рынок БВЗ, представляем их в проекции по видам продукции/технологиям строительства:

 

ЛМК. Лёгкие металлоконструкции

 

7. Основные факторы успеха на рынке БВЗ

 

Резюмируя вышесказанное, определим основные конкурентные преимущества и факторы, способствующие успеху на рынке БВЗ, они заключаются в следующем:

 

- оптимизация производственного процесса – использование современных компьютерных средств для расчёта и проектирования конструкций и современного оборудования;

 

- комплексный подход в работе с заказчиком и гибкость в отношениях: собственное производство металлоконструкций, ограждающих конструкций, ворот, дверей, окон; оказание услуг по доставке комплекта, монтажу и отделке «под ключ» силами собственных или партнёрских организаций (развитие маркетинговых альянсов); адаптация под специальные требования и пожелания заказчиков;

 

- удобное расположение производства относительно транспортных узлов и магистралей;

 

- услуги по доставке;

 

- ориентация на потребителей и тенденции потребления, разработка типовых комплектов зданий для использования в конкретной сфере (склады, сельское хозяйство, промышленность, спортивные сооружения);

 

- инвестиции в инновации: создание и продвижение на рынок более эффективных систем (сварные балки, гофробалки, холодногнутые оцинкованные стальные профили и их системы);

 

- квалификация персонала: наиболее важный фактор – наличие опытных проектировщиков и конструкторов (наиболее высокооплачиваемые ИТР предприятия), постоянный процесс обучения и повышения квалификации;

 

- отлаженная система устранения брака, послепродажных консультаций, шефмонтажа; наличие механизма обратной связи с целью выяснения нужд потребителя, а также степени его удовлетворённости; снижение времени обратной связи при расчёте стоимости по ТЗ;

 

- сильный узнаваемый бренд и качественное портфолио (проблема многих участников рынка заключается в отсутствии бренда и несистематичном преподнесении своего опыта).

 

Ключевым фактором, по мнению экспертов и основных игроков рынка является сосредоточение всего процесса в одних руках и работа с одним менеджером проекта, который контролирует проектирование, изготовление несущих и ограждающих конструкций, комплектацию здания, поставку и строительство «под ключ». Кроме экономии времени и денег заказчика, такой подход обеспечивает производителю успешное продвижение на рынке.

 

Примечание от ГК «Стройпромет»

 

Обзор подготовлен на основе: открытых данных Федеральной службы статистики по состоянию на 07.02.2013 г.; исследованиях Research. Techart; экспертных оценок. Аналитический департаментом группы компаний «Стройпромет» (www.lmk.ru), апрель 2013 г.